Общее·количество·просмотров·страницы

вторник, 2 апреля 2013 г.

Что меня потрясло на съезде


Выступления Эванса и Стоуна на Конгрессе были просто великолепны. Я давно не получал такого удовольствия от лицезрения выступлений фокусников. Больше всего мне импонировала их раскрепощенная, но, в то же время, уважительная манера общения со зрителями. И тот, и другой артист прекрасно держат обратную связь, мгновенно захватывают внимание и интерес зрительного зала.

Номер Стоуна искрометен, весел, полон простого и понятного всем юмора. И вместе с тем номер чрезвычайно загадочен, блещет мгновенными парадоксальными находками. Все появления предметов неожиданны, а вера самого исполнителя в то, что с ним происходит нечто непонятное, так захватывает зрителя, заставляет его сопереживать в унисон со всеми его шутками.

И даже его голая нога на столе (с отличным, кстати, педикюром), поймавшая между пальцами отмеченную зрительницей карту, воспринимается совершенно естественно. Зрительный зал просто стонал от смеха на протяжении всего его номера. Великолепный быстрый темп, соответствующий его конституции и характеру, делает весь номер запоминающимся надолго. Стоун заслуженно входит в список самых востребованных современных комедийных актеров.

Генри Эванс работает с картами и монетами примерно в таком же быстром темпе. Это, кстати, делает их парное выступление, как бы заранее подготовленным, и мастерски отрежиссированным дуэтом. Они прекрасно дополняют друг друга, совершенно не вытесняя партнера на второй план. Каждый из них великолепен в своем иллюзионном поле.

Работа Эванса с картами меня просто потрясла. Никогда не видел столь понятного по существу фокуса, абсолютно не поддающегося разгадке со стороны простого зрителя. Впрочем, когда я смотрю работу таких мастеров, как Стоун и Эванс, мне совершенно не хочется думать о секретах их трюков. Именно поэтому я не пошел на семинары, которые они проводили, я не хотел знать, как они всё это делают. Пусть их работа останется маленьким чудом.

Фокусы с картами зрителей, которые показал Эванс, по-моему, могут быть названы эталоном карточного трюка. Когда он мгновенно подснимает перетасованную зрителем колоду карт десять раз, и в каждой кучке оказывается строго определенное,      возрастающее от одной до десяти, количество карт, да ко всему прочему они оказываются разложенными по мастям – это, на мой взгляд, абсолютно понятное зрителю действие, с совершенно неожиданным результатом.

Я, как, впрочем, и многие другие фокусники, придерживаюсь мнения, что трюк не должен быть слишком «накручен», «наворочен». Длинный трюк плох тем, что многие зрители невольно забывают начало и не могут понять, что же делает фокусник. Трюк должен быть предельно понятен для зрителя, иначе фокусник не сможет достичь эффекта неожиданности в конце. Ведь если зритель запутается, он не сможет понять, чему же следует удивляться. И будет тупо смотреть на финал, который не только не вызовет его восторга, но и будет ему совершенно непонятен…

И насколько же стремительное действие Эванса выгодно отличается от долгих и нудных раскладок карт, которые делают многие наши микромаги, для того, чтобы «волшебным» способом отыскать, например, четырех тузов или королей… У Эванса стремительность в сочетании с полным, казалось бы, отсутствием каких-то секретных манипуляций, превращает этот трюк в настоящее чудо! Ни одного лишнего слова, ни одного лишнего движения. Вот так, на мой взгляд, и надо показывать карточные фокусы.

До того как я увидел трюки Эванса, образцовым выступлением с картами я считал работу Леонарда Грина. Но вот теперь, сравнивая их техники, должен сказать, что выступление Генри Эванса для меня оказывается предпочтительнее. Дело в том, что наблюдая работу Грина, можно, если не понять, то хотя бы заметить, что с картами производятся некие манипуляции. Да, они непонятны, загадочны, но их видно. Видно, что он что-то делает с картами. Эванс вообще ничего с картами не делает, он их просто снимает. И с картами происходят удивительные вещи… Это фантастика! Должен вам сказать, что я вообще стараюсь смотреть фокусы, как неискушенный зритель, поэтому и описываю свои ощущения простого зрителя. Я восхищен!

Мне возражали: Грин – гений, он изобрел совершенно новые принципы манипуляций с обычной колодой карт. А Эванс работает со специальными колодами и гиммиками, поэтому он стоит ниже Грина в иерархии мастеров игральных карт. Вот тут-то, на мой взгляд, и возникает противоречие в оценке мастерства артиста: его можно оценивать по сложности и оригинальности использованных манипуляционных техник, а можно оценивать по внешнему эффекту, который производят на зрителя его трюки. То есть оценку, например, могут производить профессионалы, знающие все тонкости манипуляций. И рассматривающие выступление артиста холодным придирчивым умом, отмечающие галочками в своих протоколах все недочеты и промахи. А могут судить зрители, ничего в секретах фокусах не понимающие (и, возможно, не желающие ничего понимать). И они-то будут судить выступление фокусника своим горячим сердцем, которое может полюбить, невзирая на недостатки… Любовь зла. Впрочем, для воплощения в жизнь этой идеи, наверное, и существует приз зрительских симпатий.

Я просто не могу не отметить номер Гийома Донзо в шоу-моменте. Это было блистательное выступление. Ассистент Донзо – Кролик Бабар показал себя опытным фокусником и вызвал шквал аплодисментов зрителей. Живой кролик, который столь комично вытаскивает карту из колоды, зубками вскрывает конверт. При этом он совершенно спокойно сидит на столе, не делая никаких попыток удрать со сцены. Это выглядит так комично и волшебно! Гийом по праву завоевал первое место в этой категории.

Было много интересного сказано и на круглом столе, участником которого мне посчастливилось быть. Совершенно справедливо было отмечено, что необходим предварительный просмотр множества откровенно слабых номеров, предложенных на конкурс. Эти номера не должны были занимать время зрителей и жюри! Наверное, правильным будет предварительный просмотр видео и вынесение решения. Решения о том, стоит ли выставлять номер на конкурс. Хотя это и может показаться какой-то дискриминацией молодых талантов: ведь они и выставляют свой номер, чтобы посоревноваться с другими участниками. Как видите, вопрос сложный и требует серьезного обсуждения.

Хочется сказать огромное спасибо всем организаторам этого грандиозного трехдневного съезда!

7 комментариев:

  1. Уважаемый Владимир Серафимович! Вместе с Вами разделяю восторг и наслаждение, полученное от выступлений на Конгрессе РАИ француза Д.Стоуна и аргентинца Г.Эванса. Скажу откровенно, я видел раньше выступления Д.Стоуна на видео, не много, и особого впечатления они на меня не произвели. Не сильно мне понравилось и его шоу на нашем Конгрессе: много общеизвестных гэгов, кривляний, гомосексуальных шуток и пошлых приколов, и мало фокусов. Но мое мнение об этом артисте изменилось радикально, когда я увидел его Семинар. Я понял, как я ошибался! Все шутки были к месту и неожиданные, то, что я назвал кривлянием, было вовсе не кривляние, а прекрасная актерская игра в стиле Д.Керри, героя фильма «Маска». Не зря Д.Стоуна называют Д.Керри в иллюзионном искусстве. Да и фривольные шуточки меня вовсе не раздражали, а смешили до колик. Давно я так не смеялся! Я понял, какой замечательный Артист стоит передо мною - уникальный и неповторимый, потому что то, что он делает, присуще только ему и больше никому! Правильно он сказал в конце своего Семинара: никому не подражайте, никого не слушайте, идите своей дорогой, будьте самим собой. Вроде прописные истины, но как мало наших фокусников их придерживается. Это было видно на Конкурсе. Ну и конечно, меня очаровало карточная магия Г.Эванса. Я помню этого артиста по фестивалю «Белая магия», который проходил два года назад в Перми, но так как я был занят ведением конкурсной программы и Гала-концерта, то мне не удалось посмотреть его выступление, да я наверно и не пошел бы, т.к. не очень люблю карточные фокусы. До сих пор удивляюсь себе, как я высидел и посмотрел выступление 29 участников по микромагии, где каждый выходил и показывал карточные фокусы, как будто другого реквизита в микромагии больше не существует. Многого не ожидал и от выступления Г.Эванса. Но первые фокусы, спокойная манера исполнения, без суеты и лишних «секретных» действий с картами, меня не просто удивило, убило, ошарашило, но восхитило и очаровало! Я увидел не фокусы, а настоящую МАГИЮ! Более удивительных фокусов я не видел в своей жизни! Это прекрасный пример того, какие должны быть карточные фокусы: максимум действий с колодой со стороны зрителя, и минимум действий со стороны фокусника! Браво Г.Эванс! Ты удивил фокусников! Думаю, что все те, кто видел выступление и Семинар Г.Эванса, обязательно задумаются, осмыслят увиденное и пересмотрят свою карточную программу. Ради этого стоило приглашать таких артистов на наш Конгресс, и большое спасибо организаторам Конгресса за такой подарок! Хорошо, что есть в нашей стране такой Конгресс, своего рода курсы повышения квалификации для фокусников. Я очень люблю наших фокусников, потому что они как губка впитывают все самое лучшее в иллюзионном жанре и появляется новая формация артистов, которые обязательно заявят себя на должном уровне на международной арене! Извините за длинный пост, просто не мог не высказаться.

    ОтветитьУдалить
  2. Михаил. Один раз я уже высказал вам свое возмущение тем, что вы появились и, ничего мне не сообщив, в одностороннем порядке убрали свой контакт из моего скайпа. После этого вы вторично поступили столь же некрасиво. До тех пор, пока вы не извинитесь за свое «неджентельменское» поведение, я не намерен обсуждать с вами какие бы то ни было вопросы. И прошу в моем блоге не поднимать юридических проблем. В следующий раз я просто удалю подобный комментарий. Эти юридические проблемы, как мне кажется, стали в вашем воображении затмевать проблемы творческие. Что мне весьма жаль, поскольку ваш сайт иллюзиониста Изотова очень хорош, в отличие от всех «творений» юриста Изотова…

    ОтветитьУдалить
  3. Вау!!!
    Спасибо, Владимир Серафимович, что проинформировали меня о столь знаковых комментах к Вашим постконгрессным заметкам.
    До сего момента не считал необходимым отмечаться в данной теме, поскольку практически во всем согласен с мыслями Владимира Серафимовича. Стоун и Эванс — замечательные артисты, блестящие лекторы, блистательные дилеры (эпитеты можно расставить в любой последовательности). Ну, что тут распространяться? Все и так ясно. Есть у кого учиться...
    Что касается круглого стола, имеется небольшое замечание к организаторам мероприятия (если помните, это не РАИ, а магазин Катанского-Сергиенко). На мой взгляд, несколько странно обсуждать организационные вопросы конгресса без тех, кто за них отвечает... В последний день, когда обсуждалась тема предварительного просмотра, за круглым столом не было ни одного члена президиума РАИ. Там были: Ю.Сергиенко - ведущий, А.Кириченко, А.Александер, О.Степанов, А.Чар, В.Свечников. Люди, конечно, уважаемые, но технические вопросы подготовки будущих мероприятий предстоит решать не им... Увы, ни В.Руднева, ни В.Руденко, ни И.Онищенко, ни Н.Перфильевой, ни А.Лавинского, ни И.Лаврова, ни Е.Медведевой, ни Д.Власова и.т.д. за столом не было. А ведь, если придется организовывать предпросмотр, то эта задача ляжет на плечи этих людей... Тем не менее, мысли участников круглого стола прозвучали. Они услышаны и будут приняты во внимание при подготовке последующих мероприятий.

    ОтветитьУдалить
  4. Если кого-то интересует мое личное мнение, то считаю, что на данном этапе тема предпросмотра несколько утопична. Ну, представьте, что приезжает на конгресс молодой человек из глубинки, регистрируется как участник и тут выясняется, что его не просматривали... Что делать? Не допускать его к участию? Справедливо ли это? Достойно ли?
    Думаю, регулировать процесс следует иначе. В частности, ввести систему дисквалификации участников по образцу ФИСМовских конкурсов. Например, если более половины членов жюри нажмут на красную кнопку, участник снимается... Технически реализовать это несложно. Вот и не придется ни жюри, ни зрителям лицезреть откровенно слабые выступления. Кстати, «красную кнопку» можно объединить с таймером и выставлением баллов конкурсантам.
    Во-вторых, наверняка будут пересмотрены временные лимиты номеров.
    В-третьих, я намерен выдвинуть на рассмотрение Президиума возможность выведения из категории «микромагия» карточных фокусов в отдельную категорию, как это практикуется в ФИСМ. Возможно, это потребует некоторых изменений в составе жюри. Например, введение дополнительного члена жюри, специализирующегося на карточной манипуляции.
    Есть и другие идеи, но собственно комментированием сегодня я занялся не ради обсуждения грядущих перемен, а чтобы ответить на комментарии комментаторов. Особенно на изотовский...

    ОтветитьУдалить
  5. Но по порядку.
    Комментарий Р.В.Навицкаса.
    Напрасно Вы, Римантас Викторович, извиняетесь за размер комментария. Все в нем по делу и очень душевно изложено.
    Надеюсь Вы и Владимир Серафимович не будете возражать против цитирования мною некоторых ваших высказываний, если я таки соберусь подготовить фотоотчет по семинарам Стоуна и Эванса? По большому счету, отдельные фразы следовало бы и на английский язык перевести, чтобы лекторы-иностранцы могли выложить ваши отзывы у себя на сайтах... И им польза, и для российской иллюзии реклама... Как считаете?
    Маленькое замечание насчет Эванса в Перми. У него там не было отдельного выступления. Только семинар. Краткий фотоотчет по нему был размещен на магикпедии (см. здесь).

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемые читатели моего блога. Настоятельно прошу вас не размещать в комментариях материалы, повествующие о вашем отношении друг к другу. Буду удалять.

    ОтветитьУдалить
  7. Владимир Серафимович! Спасибо за интересную статью.

    ОтветитьУдалить